Дербент: кумыки, таты и горские евреи
|
|
Дербент!!!
Второго такого города в мире точно нет. Город уникален не только своей архитектурой, но и своими жителями. Здесь зайдя в обычный магазин или в кафе, можно увидеть, как люди сидят и смотрят иранское или арабское телевидение.
Население города составляет около 120 тыс. человек, здесь проживают представители 103 национальностей, и это не только народы СНГ, но также персы, курды и арабы.
Они для Дербента отнюдь не чужаки, их предки внесли вклад в историю города. Курдская, персидская и арабская общины существуют здесь более 1000 лет, поддерживая связь с исторической родиной.
Дербент город интересный, но при этом сфотографировать кого-то на улице большая проблема. Скажу прямо, что люди здесь особого желания попасть в кадр не проявляют.
Возможно, это было от того, что во время нашего посещения Дербента у мусульман шёл священный месяц Рамадан.
В любом случае жители города вежливы и доброжелательны, по их внешнему виду трудно определить кто они по национальности. Впрочем, приставать с подобными вопросами не прилично.
Да не обидятся на меня представители 100 народов, проживающих в Дербенте, ибо я расскажу здесь о трёх: о кумыках, о горских евреях и о татах.
В Дагестане численность кумыков составляет чуть менее 500 тыс. человек. Кумыки это осёдлый тюркоязычный народ, крупнейший среди тюркоязычных на Северном Кавказе. Чеченцы называют кумыков — гумки (степные жители). Землю, где исторически располагаются их поселения можно назвать житницей всего Дагестана.
Кумыки — кто они? Какова история происхождения этого народа?
Правление шаха Хосрова Ануширвана (531-579гг.) можно смело назвать золотой эпохой Персии — государство Сасанидов в этот период достигло пика своего развития.
При этом Ануширван был женат на дочери хазарского кагана Какума, что и позволило ему получить от хазар разрешение на строительство (или скорее реконструкцию) Дербентской крепости, которую позже им предстояло не единожды штурмовать.
Государство хазар играло на политической карте того времени довольно значительную роль — вспомним как крошечная страна Хазария на протяжении 200 лет противостояла мощному Арабскому халифату.
Кумыки внешне красивы и имеют восточные черты лица.
Фото из интернета
Их можно смело назвать внуками хазар, сыновьями половцев. Один из кумыкских родов до сих пор называется шезары (хазары).
3 июля 964 г. Святослав разгромил хазар, и далее на исторической сцене Прикаспия появляются кипчаки (для европейцев — куманы, для русских — половцы). Кипчаки выходцы с Алтая. В 11 веке они заселили и подчинили обширные степные районы от Иртыша до Дуная.
Половцы единым народом не были и представляли собой конфедерацию племён. Степняки являлись извечным врагом Руси, отчего в русских летописях их, как правило, именовали погаными, причём русские князья, стремясь достичь мира, не единожды заключали погаными родственные союзы.
(В.Васнецов. После побоища В.Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами)
В 13 веке у половцев начинает происходить формирование государства. Образуется племенной союз. Его возглавляет хан Кончак, над которым сразу нависает страшная опасность в виде монголов, движущихся на Запад.
Помню в фильме «Живёт такой парень» есть эпизод, когда Л. Куравлёв приходит в гости к разведёнке Катьке Лизуновой, и её сестра, заучивая домашнее задание, читает:
«Половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям. „Сегодня перебьют нас, а завтра вас“ — сказали их послы. Князья решили совместно выступить против отряда Чингиз-хана».
Битва на Калке (31 мая 1223 г.) ничему русских князей не научила, и выводов никто не сделал. Всё последующее десятилетие в русских летописях пестрит сообщениями о междоусобных войнах.
Учёные монахи старательно отображают те события, которые происходят в их княжествах и в соседних, изредка упоминается Европа, и при этом летописцев нисколько не интересует, что происходит в степи.
(Татарин. Timur Karim Фото из интернета)
Кочевники в Лесную Русь с набегов не совершали, вот и не интересовались степной жизнью летописцы, хотя враг, мощный и жестокий, стоял в те годы у самого порога.
Наконец в 1235 г. суздальская летопись состоит всего из двух слов — Мирно бысть — вот оно простое человеческое счастье, уместившееся в такой маленькой фразе.
Любопытно, что в 1237 г. самый могущественный Владимиро-Суздальский князь Юрий, захватил в плен татарских послов, которые везли послание королю Венгрии (на каком языке оно было написано, на монгольском, на персидском, на арабском — это так и осталось неизвестным). Кто-то из толмачей при этом погиб, и самый влиятельный русский князь так и не сумел найти переводчика.
Заметим, монголы в последующем были прекрасно информированы обо всех тонкостях жизни как на Руси, так и в Европе, и проблем с каким-либо переводом у них никогда не возникало. У половцев после разгрома на Калке ситуация была кардинально другой, ибо монголы в покое их так и не оставили.
Из персидских и китайских источников мы узнаём, что в 1230 г. произошло восстание покорённых кипчаков. Началась партизанская война, которую возглавил некий Бачман.
Для борьбы с Бачманом на западную окраину своей новой империи монголы направили лучшие части во главе с полководцем Судебэйем.
Л. Н. Гумилёв неоднократно выдвигал версию, что хазары в дельте Волги среди протоков и камышей находились в полной безопасности, ибо обнаружить их там было проблематично.
В случае с отрядом Бачмана произошло обратное — монголы неожиданно напали на лагерь половцев, используя морской отлив Каспия. Бачман был казнён, и его партизанское войско оказалось разгромленным.
Далее некогда большая орда кипчаков дробится на части, одна из которых, ища спасения от монголов, движется на Юг по узкому коридору между горами и Каспийским морем, где и оседает.
Персидские летописцы сообщают, что в этот период (за несколько лет до нашествия Батыя на Русь) кипчакам даже удаётся хитростью взять Дербент.
Другая часть кипчаков под предводительством хана Котяна, известного участника битвы при Калке, продолжает оставаться в степях Причерноморья, куда после своего похода на Лесную Русь в 1239 г. приходит армия Батыя.
Монголы вновь громят кипчаков, после чего хан Котян принимает христианство и уводит остатки своей орды в Венгрию, где его народ со временем растворяется среди местного населения, тогда как кипчакам, оставшимся на территории Северного Кавказа, удаётся через века пронести свою самобытность.
Пришедший на Кавказ Тамерлан заставил кумыков подчиниться и вступить в его войско. Кумыкский полк воевал на стороне Тамерлана против Тохтамыша.
Кумыки и казикумыки — это ветви одного народа. На территории Дагестана они образовали несколько княжеств, крупнейшим из которых являлось Тарковское шамхальство.
Трудно говорить о том, какие первоначально у них были взаимоотношения с горцами, однако вспомним, что последние незамедлительно приходили шамхалу Тарков на помощь — например, вспомним 1594 и 1604 гг. русские стрельцы дважды пытались завоевать Тарки.
В дальнейшем кумыки являлись проводниками Российской политики на Кавказе (формально в подданстве у России они состояли с 1559 года, но подданство это было чисто номинальным).
С русскими они практически не воевали, соблюдая, как минимум, нейтралитет. В дербентский поход Петра Великого кумыки были окончательно присоединены к России. Вспомним, что именно в бою с кумыкской милицией сложил свою голову легендарный Хаджи-Мурат.
Нравы кумыков в одежде, в быту и в культуре практически неотличимы от дагестанских горцев.
(Фото из интернета)
Единственное, у кумыков до 1917 г. существовало чёткое деление на множество различных сословий (подобное было не особо присуще горцам).
В Дагестане кумыков в шутку называют евреями. Здесь никто не сомневается, что именно они являются потомками хазар, государственной религией которых почти 150 лет являлся иудаизм.
Помню, что в советское время я впервые узнал, что на Кавказе тоже есть евреи, и называют их татами. В 1985 г. Дербент был третьим городом СССР по численности еврейского населения, уступая только Москве и Ленинграду.
Позже в прессе, при упоминании этого народа, стали писать горские евреи и таты. В настоящем в Дагестане обычно пишут вот так — таты (и горские евреи). Невольно вспоминается — Молотов, Каганович, Маленков и примкнувший к ним Шепилов…
Вопрос о том, кто такие таты и горские евреи довольно сложен. На абсолютную истину я не претендую, однако попробую донести свою версию по-поводу татов и по-поводу горских евреев.
В 1888 г. профессор И. Ш. Анисимов изучая татов и горских евреев, сделал вывод о том, что это народы родственные. В пользу его версии говорил тот факт, что таты и горские евреи говорили на похожем татском языке, который входит в одну из иранских языковых подгрупп.
Слово «тат» имеет тюркские корни и обозначает осёдлых земледельцев, причём у курдов значение этого слова точно такое же.
Можно говорить, что в этом регионе слово тат до определённого периода не обозначало какого-либо народа, тат — это просто земледелец.
В 1913 г. антрополог К. М. Курдов изучая, и татов, и горских евреев пришёл, наоборот, к противоположному заключению. Курдов подошёл к вопросу весьма основательно — он измерял у тех и у других строение черепа, рук, ног и даже ладоней, сделав заключение — таты и горские евреи по генетическим признакам народы разные.
В советское время возобладала теория Анисимова. В 1929 году, получая паспорта, горские евреи стали в массовом порядке записываться татами.
Начнём разбираться с самого начала. В 598 г. до н. э. персидский царь Навухудоносор выступил походом на Иудею, отчего следующие 16 лет в мировой истории именуются — Вавилонским пленением евреев.
Навухудоносор вывез евреев к себе на родину, где они находились в плену (или в рабстве) до 539 г. до н. э. В этот год Кир Великий напал на Вавилон и разгромил его, разрешив пленным евреям вернуться в Иудею.
Междуречье в те горы являлось более развитым регионом, отчего многие решили не возвращаться в Палестину и остались в Персии.
Евреи приняли активное участие в жизни своей новой родины, как в культурном и экономическом, так и в политическом плане.
По описанию историков из Персии первые евреи начинают попадать на Кавказ в 5 веке н. э. (я уверен, это могло начаться и раньше). В последующем столетии в Персии начинает происходить множество политических событий, в которых с обеих сторон участвуют евреи.
В результате проигравшие, стремясь избежать расправы, спасая свои жизни и свою веру, стремятся покинуть Персию и уходят на Кавказ. Далее в 7 веке в Персию приходят арабы, заставляя местное население принимать ислам, что для евреев было неприемлемо. В результате поток эмигрантов на Кавказ только усиливается.
Можно ли назвать горских евреев потомками этих первых переселенцев? Думаю, да. Они говорят на татском языке, что свидетельствует об их персидском прошлом.
(Фото из интернета)
В 651 г. завоевавшие империю Сасанидов арабы впервые захватывают Дербент, 690 по 693 хазары его отвоёвывают. Как я уже писал, Арабо-Хазарские войны идут с переменным успехом и растягиваются почти на 200 лет. Но людскими ресурсами халифат ограничен, поэтому для ведения всевозможных войн арабы стараются привлекать своих новых подданных, тасуя людскую колоду, они начинают туда-сюда переселять покорённые народы.
Дабы укрепить границы, арабы заселяют на Кавказ татов (земледельцев), в качестве противовеса хазарам. Если вспомнить историю, то в Персии, перед нашествием арабов, евреи были достаточно влиятельной общиной. Ища поддержки, один из претендентов на йеменский престол в 5 веке принял иудаизм, перешли в эту религию и его подданные.
(Предлагаю для изучения заметку — Операция "Орлиные крылья")
Нечто похожее происходило и в Эрбиле, на территории нынешнего Курдистана. Отчего мы можем предположить, что переселённые (именно переселённые) на Кавказ таты исповедовали иудаизм.
В наше время таты в Азербайджане это мусульмане-сунниты, тогда как в Дагестане таты, как и горские евреи, исповедуют иудаизм — татов мусульман в Дагестане нет. Следовательно, возникает вопрос, какую религию исповедовали таты изначально?
Из истории мы видим, что ислам наступал, тогда как иудаизм всё последующее время отступал. В 733–734 гг. местное население в Дербенте усиленными темпами обращал в ислам арабский полководец Маслама. В старом городе возле Джума-мечети есть некий непонятный столбик.
По легенде Маслама приказал ложкой выковыривать глаза тем, кто не желал переходить в новую веру. Всё это происходило как раз на том месте, где стоит столбик — или входишь в мечеть, или становишься слепцом (правда отметим, что по другой версии столбик был солнечными часами).
В любом случае, после Масламы нечто подобное во время своего правления на Кавказе совершали монголы, после монголов горцев в свою веру обращал Тимур. По некоторым данным последних иудеев, проживавших вплоть до середины 19 века в Андийском ущелье, привёл к исламу имам Шамиль.
И здесь образуется вполне естественный ответ — если на территории Азербайджана живут таты мусульмане, а в Дагестане таты иудеи, следовательно, изначально таты исповедовали иудаизм, ибо евреи после падения Хазарского каганата всё последующее время были не у власти, и навязать кому-либо свою веру они никак не могли.
Добавим, иудаизм — религия одного народа. Человек со стороны принять иудаизм может с большим трудом, тогда как еврей в другую религию перейти может.
Чем же изначально отличались таты и горские евреи? Горские евреи пришли на Кавказ гораздо раньше, и селились они в труднодоступных местах. Здесь они прижились, впитав в себя горскую культуру и обычаи, сохраняя при этом свою веру.
(Фото из интернета)
В Дагестане существовало огромное количество языков и наречий, международным был кумыкский, тогда как в аулах разговаривали на своих родных языках.
Горские евреи жили обособленно, и это дало им возможность сохранить в общинах тот язык, на котором они общались до переселения на Кавказ, при этом свой родной, на котором они говорили в Палестине, за 1000 лет пребывания в Персии они естественным образом забыли.
Таты попали на Кавказ гораздо позже. Возможно, что речь идёт об одном, или даже о нескольких столетиях. Причём селили татов (земледельцев) не в горах, а именно в тех местах, где можно было заниматься земледелием.
Таты, что в Персии, что на Кавказе, жили рядом с тюрками, отчего впитали в себя культуру не горскую, а именно культуру тюрок, но при этом таты также сохраняли верность своей религии.
Если читатель не запутался, возникают вопросы — как евреи попали в Хазарию, и куда они ушли, после падения Хазарского каганата?
Итак, после того как в Иране на смену зароастрийским законам пришёл шариат, евреи вновь вынуждены были искать «землю обетованную».
Новые власти Персии ситуацию безусловно контролировали, и за Дербент к своему врагу, евреев в массовом порядке выпустить никак не могли. Одновременно с этим в Византии в 723 г. император Лев 3 Исавр издал указ о насильственном крещении евреев, находившихся в пределах Византийской империи — таким образом, евреи получили двойной удар.
Указ вызвал волну эмиграции. Многие евреи устремились, как в Европу, так и в Хазарию — эта страна на тот момент была союзницей Византии против арабов, но это не мешало ей проводить самостоятельную политику.
Хазария для византийских евреев была привлекательна ещё и тем, что там уже успели обосноваться их персидские единоверцы. Горские евреи на тот момент уже проживали на Кавказе, и контакт с хазарами у них, безусловно, был. Далее Хазария принимает иудаизм, и становится мощной державой — даже Русь на какой-то момент являлась её данником.
Исторический факт — маленький городок Новосиль в Орловской области основан хазарами. Впрочем, мы отклоняемся от темы…
Возникает вопрос — куда ушли хазарские евреи после гибели Хазарии? Можно ли считать татов и горских евреев потомками хазар, точнее хазарских евреев?
Ответ — нет нельзя. Это разные колена народа Израиля.
Переселенец при выборе нового места ищет что-то похожее на то, что у него было. Голландцы в 16–17 веке обустроили южноамериканские болота, ибо подобное, в отличие от англичан, им было хорошо знакомо.
Неизвестный народ (предположительно аланы) распавшись на части, образовал осетин, проживающих на Кавказе и ягнобцев, обосновавшихся на Памире — язык этих народов практически идентичен — следовательно, раньше это был один народ, представители которого искали для жизни именно горы. Ну, а про расселение славян думаю, говорить даже не стоит…
Будем следовать подобной логике — следовательно, хазарские евреи, жившие в дельте Волги, в горы никогда бы не пошли. Они стали искать именно то, что им знакомо, соответственно хазарские евреи ушли куда-то на Запад.
Есть и ещё одна не менее веская причина, по которой горских евреев никак нельзя называть потомками хазар. В любой стране евреи принимают её язык и культуру, точнее, они берут всё кроме веры. Хазарские евреи должны были говорить на тюркском языке, и именно с ним уйти из Хазарии.
Татский язык совсем другой. Следовательно, ни таты, ни горские евреи прямого отношения к хазарам не имеют, хотя, в совместном государстве с последними они, безусловно, проживали.
Горские евреи наладили в своих аулах мелкое кустарное производство, поставляя, меняя и продавая соседям горцам свои изделия. Многие из них прославились как искусные лекари.
Понимая, что русские на свободу их вероисповедания претендовать не будут, горские евреи во время Кавказской войны, также как и кумыки, приняли на себя миссию проводников Российской политики на Кавказе.
Главный раввин Кавказа в специальном обращении к единоверцам попросил их всеми силами содействовать русской армии.
Призыв оказался услышан. Горские евреи оказали русской армии огромную службу, поставляя Барятинскому агентурные данные разведки, они также служили в царской армии проводниками и переводчиками.
Подобное привело к тому, что мусульмане начали преследовать горских еврев. В ответ царское правительство предложило своим новым союзникам поселиться на подконтрольной территории. Это привело к тому, что горские евреи стали жить возле крепостей, или правильнее сказать в городах (Грозный, Махачкала, Кизляр и конечно Дербент).
Напомню, таты жили на равнине, на подконтрольных России землях. Вхождение в состав России в некоторой степени не оправдало ожиданий горских евреев и татов, ибо российские собратья по вере захотели над ними главенствовать на правах старшего брата.
Вдобавок к этому у общин обнаружились религиозные расхождения. В середине 19 века в Дагестане насчитывалось 27 синагог и 36 религиозных училищ.
(Фото из интернета)
Горские евреи и таты в подавляющем большинстве поддержали Великую Октябрьскую революцию. Новые власти упразднили из жизни религиозную составляющую, отчего горские евреи в массовом порядке стали записываться татами.
Образно говоря, советская власть настолько всех перемешала, что о каких-то отличительных особенностях татов и горских евреев остаётся только вспоминать, и, говоря об этих народах, их объединяют единым словом — таты.
В настоящем татов в мире около 100 тыс. Таты живут в США, в Израиле, в России и даже в Китае, но при этом в Дагестане татов осталось чуть более 10 тыс.
Большое количество и кумыков и татов во время ВОВ было награждено орденами и медалями. Кумыки и таты внесли громадный вклад в экономическую, научную и культурную составляющую России.