Легенда об образовании государства Мали
|
|
12 веке болезненно распалась на множество маленьких царств империя Гана, куда входила территория Мали. В одном из таких образовавшихся царстве Манде правил король народа Малинке, по фамилии Кейта. Помня, какие страдания хлебнули люди от междоусобиц в империи Гана, король Манде не желал повторения страшных событий в своём царстве, и задумался о наследнике.
Он решил посоветоваться с ясновидящими марабу.
— У тебя будет такой наследник, который превзойдёт тебя по доблести и чести, — ответили провидцы.
Король Манде имел пока только одну жену и спросил.
— А кто будет его мать?
— Нет, это будет не твоя жена. Его мать будет страшно уродлива.
Монарх не поверил. В стране Манде уродов не было. Читая его мысли, провидцы продолжали говорить.
— В десяти днях пути от Бамако есть деревня, которая называется До. Его мать живёт там. Приди к нам через две луны, и мы скажем, что нужно делать.
Король послушал волхвов и удалился.
В тех краях, где находилась деревня До, во время праздников происходили жертвоприношения. По заведённому там порядку мясо убитого животного делилось между знатью и кастами, но если человек был рождён вне брака – мясо ему не давали. Случился на тот момент в селении До праздник. Младшая сестра короля достигла зрелого возраста, и хотела, как и все получить свой кусок мяса, но ей не дали, и прилюдно осмеяли.
В этот момент принцесса узнала, что рождена вне брака. Девушка сильно разозлилась. Она обладала магической силой и превратилась в быка. Деревня стояла на болоте и соединялась с сушей мостиками. Девушка-бык начала крушить всё вокруг, разломала и мостики. Люди хотели убить быка, но не смогли этого сделать. Бык убежал и принялся досаждать своей деревне.
Тогда жители До объявили всем, что дадут хорошую награду за голову быка. Многие охотники поспешили попытать удачу, но кто-то погибал от копыт и рогов, а кто-то просто возвращался ни с чем. Слухи о награде дошли до короля Манде и его волхвов.
— Наш час настал! Нужно хорошо пожертвовать богам, — сообщили королю провидцы.
– Затем нужно получить благословление всех пяти фамилий народа Манде и благословление от их марабу. Если они одобрят, тогда возьмёшь двух помощников и пойдёшь в деревню До. Убьёте быка, награду не берите. Возьмите самую уродливую женщину с раной на ноге. Именно она родит великого правителя, который превзойдёт тебя в славе.
Король Манде и его помощники долго охотились за быком, и наконец, убили оборотня, обрезали хвост, показав его в многострадальной деревне. В благодарность за избавление охотников стали засыпать подарками, и привели самых красивых девушек. Но монарх помня про завет волхвов, был твёрд. Он просил привести наоборот некрасивых девушек, а когда не нашёл среди них уродку с раной на ноге, попросил показать всех оставшихся.
— Нам стыдно её выпускать, — заявили жители До.
— Нет ведите. Мы хотим забрать именно её, — ответил король Манде.
Увидев уродку, Кейта понял, что это именно она. Он забрал девушку в Манде и женился на ней. И звали вторую жену короля Суколю по фамилии Коне.
Вскоре Суколю забеременела и родила мальчика, которого назвали Судьята. Всё тело новорождённого было покрыто волосами. Увидев ребёнка марабу заявили, что он будет сильным, раз в детстве похож на льва.
Другие дети развивались но Судьята Кейта до семи лет не ходил. Первая жена короля Сасума Береке уже имела своего ребёнка, который был на год старше Судьяты. Первая жена стала посмеиваться.
— Что это за король? Он даже ходить не может! Уроды королями не бывают!
Когда случаются проблемы в семье, их всегда решает женщина. Суколю пошла к марабу за советом.
— Пошли слугу обрубить ветки дерева сунзи и сделай ребёнку палку. Он обопрётся и пойдёт.
Царевна отправила в лес слугу, тот вырезал палку и принёс ей. Суколю выходила замуж девственницей, часто молилась и умела общаться с богами.
— О Боги! Король Манде мой единственный мужчина, дайте сил нашему сыну, — попросила Суколю.
В этот момент Судьята опёрся о палку и пошёл. Пришли гриоли и стали петь о волосатом принце. Так понеслась слава о Судьяте Кейте.
Но первая жена ревнует, злится, хочет своего сына Зудилу на трон поставить. В этот момент заболевает король. Не зная как быть, он зовёт ясновидящих марабу.
— Смогу я вылечиться? – спрашивает монарх.
— Нет. Ты умрёшь.
— Кого мне ставить наследником? Ведь по традиции трон должен занять старший сын. У меня двое сыновей от разных женщин, может начаться борьба. Марабу ответили, что царствовать должен Судьята Кейта.
Король задумался, загрустил и вскоре умер, не успев провозгласить свою волю. Трон занял старший сын Зудила. А злобная Сасума Береке нашёптывает теперь своему сыну: «Твой брат тебя убьёт и захватит трон!»
Зудила задумался, и решил позвать в своё царство гере (воина) Сумангуру Конде, дабы тот расправился с младшим братом. А чтобы всё выглядело естественно, король отдал замуж за Сумангуру свою сестру. Марабу предупредили мать Судьяты Кейта. Суколю быстро собралась и бежала с сыном из царства Манде.
Переправившись через Нигер, она щедро заплатила лодочникам, и отдала им половинку золотого браслета.
— Мой сын будет возвращаться назад и отдаст вам вторую половинку браслета. Вы его назад за это переправьте.
Лодочники согласились.
А Суколю и Судьята пришли в деревню Нема, что стоит на самой границе с Мавританией, и стали там жить.
Тем временем в королевство Манде пришёл воин Сумангуру. Увидев золото и богатство он сместил Зудилу с престола и сам стал царствовать. Народ Манде застонал от непосильных поборов.
В местечке Сиби в гроте Зудила тайно собрал представителей девяти племён, различных колдунов и ясновидящих.
Колдуны, стреляя из луков, показывали свою силу и выточили стрелами арку в скале, убеждая всех, что именно они справятся с тираном.
— Нет. Только Судьята Кейта победит гере Сумангуру, — заявили марабу.
Свергнутый король решил подчиниться предсказанию. Он пригласил певцов гриолей, дабы ходячие сказочники разыскали младшего брата. Гриоли пришли в деревню Нема и сказали Судьята Кейте.
— Народ просит тебя вернуться в Манде!
— Я должен посоветоваться с мамой, тогда и дам ответ, — заявил Судьята.
Он пришёл к матери и объяснил ситуацию.
— Я ждала, я знала, наш день придёт! Я оставила половинку браслета лодочникам, они тебя переправят. Теперь мне нужно посоветоваться с ясновидящими.
Суколю отправилась с вопросами к марабу.
— Что нужно делать? Как моему сыну освободить Манде?
Марабу долго колдовал над водой, над углями, потом зарезал маленького цыплёнка и капнул кровью себе на ладонь. Затем он дал такой ответ.
— Если сын возвратится в Манде, он выгонит Сумангуру. Но проблема в том, что он не станет королём пока ты жива. Женщина всё поняла, заплакала и сказала.
— Если счастью сына и народа Манде я являюсь преградой, то я не буду мешать.
Через два дня Суколю умерла. Судьята похоронил мать на чужбине, сделал богатое жертвоприношение богам. Затем он попросил разрешения у старейшин деревни Нема, чтобы вернуться на родину. Король Нема дал Судьяте Кейта воинов для защиты, и они двинулись в путь.
Подошли к переправе через Нигер, а коварный тиран Сумангуру уже прослышал про возвращение волосатого принца, запретив лодочникам переправлять его через Нигер.
Увидев, что его не хотят переправлять, Кейта показал жителям реки вторую половинку браслета. Паромщики узнали браслет, вспомнили слова Суколю и переправили отряд её сына через реку.
Судьята Кейта объединил племена Манде и начал войну. Было 7 битв.
В 1235 году войско Судьяты Кейта в местечке при Кирине разгромило армию тирана, но сам Сумангуру в 60 км. от Бамако спрятался в грот и исчез мистическим образом. Судьята Кейта обложил пещеру, разбил лагерь и стал ждать.
Неделя проходит, вторая, третья. У войска заканчиваются еда и вода. Тогда победители решают уйти. Вернулись они в страну Манде. Собрали на площади объединённые племена, всех кто участвовал в войне, и народ избрал Судьята Кейта королём.
Новый правитель издал закон, разделяющий сферы влияния между племенами. Одним предписывалось заниматься сельским хозяйством, другим отводилась река и рыбная ловля, третьим скотоводство, четвёртым торговля...
Так произошло объединение Мали. Племена породнились между собой. И стало по новому закону – если муж обижает жену, родовая община обязана вмешаться и заступиться, и обидчик обязан подчиниться. Судьята Кейта рассмотрел со старейшинами родов все жизненно важные ситуации. Народ Мали уже восемь веков живёт по этим заповедям.
Судьята Кейта правил 20 лет и расширил империю, оставив после себя наследника Абукарде. Новый король захотел узнать о новых землях и решил путешествовать. Он сплавился вниз по Нигеру к морю, увидев которое испытал шок.
— Давайте строить пироги, обойдём море и увидим его конец, — сказал Абукарде.
Он построил пироги и послал людей на край света, но они не вернулись. Следующие бедолаги догадались, что их ждёт, и наврали в отчёте, что долго плыли, но конца моря не увидели.
— Бог с вами! Я сам теперь поплыву, — решил король. Он построил огромную пирогу, со множеством отсеков. Уезжая Абукарде временно отдал власть Канку Муссе, который жил в его семье.
Большая пирога назад уже не вернулась. Канку Мусса принял ислам и решил совершить хадж в Мекку.
Император Канку Мусса имел много золота, которое он взял с собой, снарядив целый золотой караван. Когда паломники приплыли на лодках в Тимбухту, то увидели, что там живут единоверцы. У туарегов император купил верблюдов и отправился дальше.
За золото паломники покупали еду и воду. Канку Мусса дошёл до Мекки, пригласив оттуда в Мали архитекторов. Желая показать, что он хороший сын Аллаха Канку Мусса поручил архитекторам построить в Тимбухту мечеть, которая стоит и в наши дни.
— Когда Канку Мусса умер, пошла другая история, но ничего необычного уже не происходило, — закончил свой рассказ малиец Джабриль.
Его папа в своё время учился в Рязанском военном училище. Джабриль с большой симпатией относился к нашей стране. Но это уже тема другая...