Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 21:56
Моя повесть о древних людях "Наскальные рисунки" опубликована в №7 лит. журнала "Наш современник".

Размышления о терроризме и о Тунисе

14 16

В июле 2016 г. мне вместе со своей семьёй довелось побывать в Тунисе. Страна привлекала относительно невысокой ценой на путёвку, но тут было одно большое НО! Думаю, многие помнят про чудовищный теракт, который случился в июне 2015 года, когда на пляже в городе Сус были расстреляны туристы. Вот и мы помнили, и потому думали, ехать туда или нет. По теории вероятности, снаряд дважды в одну воронку не попадает — но это лишь теория. Одним словом, забронировав отель Палм бич, решили-таки ехать.

Размышления о терроризме и о Тунисе

После я в очередной раз убедился, что картинка из телевизора не отображает истинного положения дел в стране, либо в том или ином регионе.

Размышления о терроризме и о Тунисе

Получается парадоксальная вещь. Террористы совершают теракт с расчётом устрашить и запугать людей, и СМИ им в этом помогают, усиливая панику.

Размышления о терроризме и о Тунисе

Теракт 2015 г. очень сильно подорвал туристический бизнес Туниса.

* * * * *

Как известно, в 2013 году образовалось непризнанное квазигосударство ИГИЛ, которое 29.06.2014 было провозглашено как «Исламское государство Ирака и Шама (Леванта)» всемирного халифата. После этого активность террористов по всему миру усилилась.

Подконтрольные ИГИЛ группировки взяли на себя ответственность за произошедший 26 июня 2015 года теракт в Тунисе, за крушение российского самолёта на Синайском полуострове 31 октября 2015 года, как и за множество других терактов.

Итак, на карте мира появилось новое государство. Что оно из себя представляет? На определённой территории к власти пришли люди, которые навязали другим свою волю. Никаких выборов там не было, народ за них не голосовал.

В этом случае необходимо понимать, что абсолютное большинство людей, проживающих на территориях подконтрольных ИГИЛ, ко взрывам и терактам в других странах ни коим образом не причастны. Они сами стали заложниками.

За два года до этого мне довелось побывать в Ираке. Могу сказать, что люди там вполне адекватные — ни рогов, ни копыт я ни у кого не видел.

Размышления о терроризме и о Тунисе

В тот момент когда я был в Ираке, оттуда уходили американские войска. Мне, как и самим иракцам, казалось, что столь богатая нефтью страна выдохнет горечь прошлого и вот-вот устремится в золотое будущее.

Размышления о терроризме и о Тунисе

Не получилось. Но что мне особо удивительно, никаких предпосылок для установления подобного режима я не ощутил. Впрочем, тут можно вспомнить, что в Гражданскую войну в России воевало между собой не более 5% населения.

ИГ признано рядом стран и некоторыми международными организациями как террористическая организация. (((РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ Т 29 ДЕКАБРЯ 2014 Г. N АКПИ14-1424С — ПРИЗНАТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ "ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" И ДЖЕБХАТ АН-НУСРА (ФРОНТ ПОБЕДЫ) ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМИ И ЗАПРЕТИТЬ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)))

Группировка осуждена одним из крупнейших суннитских улемов Юсуфом аль-Кардави. Бывший министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд считает, что вторжение США и их союзника Великобритании в 2003 году в Ирак способствовало дестабилизации ситуации в стране и привело к возникновению военной группировки ИГИЛ.

Проще говоря, США влезли в Ирак, которым традиционно управляли сунниты, тогда как основное население Ирака — шииты. После их ухода из Ирака, началась борьба между шиитами и суннитами.

По мнению директора Института демографии ВШЭ Анатолия Вишневского, одной из основных причин появления ИГИЛ является быстрый рост населения Ближнего Востока и вызванные им безработица, обнищание населения данных регионов, создавшие почву для распространения идей религиозного экстремизма среди местной безработной молодёжи.

Размышления о терроризме и о Тунисе

По мнению профессора НИУ ВШЭ Андрея Быстрицкого, ИГ возникло на волне воодушевления, мечтаний, запроса на справедливость и демократическое устройство. Для многих людей в регионе, считает он, ИГ — как Испанская Республика для коммунистов во время гражданской войны. По его мнению, многие сторонники ИГ проникнуты идеями о «справедливом демократическом будущем», а их жестокость во многом обусловлена фанатизмом в стремлении достичь желаемого.

По некоторым данным за ИГИЛ воюет около 9 тыс. граждан из СНГ. ИГИЛ провозглашает своей целью ликвидацию границ установленных в результате раздела Османской империи, и создание исламского государства как минимум на территории Ирака и Шама (Леванта) — Сирии, Ливана, Израиля, Палестины, Иордании, Турции, Кипра, Египта (минимум Синайский полуостров), как максимум — на всех территориях, где когда-либо правили мусульманские правители.

В настоящем про это стараются не напоминать, но попытка создать подобное государство была пресечена в Дагестане. В конце 1990-х годов на территории Буйнакского района почти три года существовала Кадарская зона, известная также как Отдельная исламская территория — ваххабитский непризнанный автономный анклав. Из других районов Северного Кавказа туда стала приезжать мусульманская молодежь, наслышанная о «чистом» и «настоящем» исламе, который исповедуют в этих краях.

«Отдельная исламская территория» была ликвидирована в рамках подавления ваххабитского мятежа в ходе спецоперации федеральных сил 29 августа — 13 сентября 1999 года.

Большинство жителей Дагестана были на стороне федеральных властей. И в тоже время, когда я был в Дагестане, я для себя отметил, что в среде мусульман идут какие-то непонятные процессы.

У меня есть знакомая семья кабардинцев. Отец с матерью вполне обычные люди. Религия их особо не интересует. Дети же, наоборот, что называется, ударились в религию. И это не какие-то безграмотные джигиты. Ребята успешно учатся в Москве в институтах. Мать же своим женским сердцем интуитивно беспокоится, как бы детей не завербовали в ИГ. Их проповедники в подобных делах имеют большой опыт.

Мы ни в коем случае не можем ставить знак равенства между верующим мусульманином и экстремистом! И в тоже время не очень понятным образом рисуется наше совместное будущее в едином государстве?

Немусульманину тяжело говорить о таком понятии как "чистый ислам". Сами мусульмане его представляют по-разному.

Приведу пример. Моя жена ездила в рекламный тур в ОАЭ. В группе была женщина из Казани. В своё время она работала в милиции, позже вышла замуж и под влиянием супруга ударилась в религию. Попав в Эмираты, она была шокирована тем, что арабки курят, могут выпить вина и вдобавок ко всему красятся. Ей представлялось, что в Аравии, в том месте где возник ислам, живут чуть ли не святые.

По словам моих знакомых дагестанцев, часть ребят, что отправлялись воевать за ИГ, вернулись оттуда разочарованными. Всё оказалось не так, как они себе представляли.

В настоящем всё в мире переплетено самым тесным образом. В Тунисе идут примерно те же процессы, что и у нас на Кавказе. В Хаммамете 4 года назад появился памятник солдату, уроженцу города. Молодой парень погиб на юге страны, где пыталась закрепиться одна из группировок ИГ.

Размышления о терроризме и о Тунисе

С достоверной точностью утверждать тяжело, но тем не менее в СМИ периодически называют спонсором ИГ — Саудовскую Аравию.

Если посмотреть в историю, данное государство сформировалось под воздействием ваххабитского ислама. Правильнее сказать, арабы восставали против ислама в той форме, в которой он существовал в Османской империи. После чего созрела некая идея "чистого ислама". Однако отметим, что в наступление он перешёл не сразу.

В Кувейте мне довелось посетить Морской музей. На обложках популярного кувейтского журнала 50-60-х годов были представлены красивые девушки в шляпках или вообще без головных уборов.

Размышления о терроризме и о Тунисе
Размышления о терроризме и о Тунисе

В соседнем зале на экране монитора крутят отрывок из популярного кувейтского фильма. Рядом обычное европейское платье, в котором снималась актриса.

Размышления о терроризме и о Тунисе

Глядя на подобное, можно запросто понять, каким вектором развития шёл Кувейт.

В Тунисе в городке Сиди-Бу-Саид мне довелось побывать в доме главного муфтия страны, после смерти которого, в память о нём, детьми был создан Музей тунисского быта. Интересно было увидеть, что на фото муфтий, как и его сын, дочери и жена — все одеты в европейские одежды.

Размышления о терроризме и о Тунисе

Так что же тогда получается, главный муфтий Туниса, живший в середине прошлого века, не знал Коран? Конечно муфтий Коран знал и все необходимые нормы и правила соблюдал, ну а то, что происходит сейчас, это чистая политика. Если диагноз поставлен неправильно, таким будет и лечение. Так что же происходит в настоящем?

Будем говорить честно, Запад и Восток борются между собой за влияние. Если в прежние годы культурную экспансию производил Запад, то теперь, после знаменитой Исламской революции, свою культуру и свой образ жизни экспортирует Восток. Тунис одна из тех точек, где происходит эта борьба.

* * * * *

Трудно понять, что в объективной реальности представляет собой ИГИЛ. Информации оттуда не много, а верить всему подряд нельзя. Обратимся к истории.

Ислам зародился в хиджазском обществе первой трети VII в. Он отра­жал, в частности, и примитивное социальное расслоение, складывавшиеся там классовые отношения. Религиозная система арабов, выраженная сначала лишь в Коране, не могла удовлетво­рить запросы гораздо более развитого общества в странах, завоеванных ими. Появилась потребность придать исламу характер, более соответст­вующий этому обществу. С этой целью были созданы многочисленные предания о жизни и деятельности пророка (хадисы), которые определили кодекс поведения и сумму взглядов, основанные якобы на поведении и взглядах пророка, для всех случаев жизни.

Этот кодекс получил название «сунна». Составление преданий было закончено приблизительно к X в., примерно через три столетия после появления ислама.

Венгерский востоковед Игнаац Гольдциеер сказал: «История религии... это в то же самое время история толкования писания».

В каждой стране учение Пророка накладывалось на старую религию, в результате в регионах появились различия, образовались ответвления и секты. Под воздействием ислама появилась такая религия как сикхизм.

Размышления о терроризме и о Тунисе

Со временем вся эта смесь начала возвращаться в Аравию, которая в XVI веке попала под власть турок.

Что представляла собой в те годы родина ислама? По сути, Аравия XVIII в. мало чем отличалась от Аравии времён Мухаммеда (VII в). Таким образом, некая религиозная реформация, с отсечением чужеродного, была вполне объяснима.

В России реформатором церкви стал патриарх Никон, в Германии Мартин Лютер. В Аравии нечто похожее совершил Ибн Абд аль-Ваххаб. Он много путешествовал и в итоге выработал своё учение, призвав сторонников отказаться от всего наносного, и руководствоваться нормами и правилами раннего ислама. Подобное соответствовало потребностям центральноаравийского общества XVIII века.

Бунт ваххабитов против отуреченного ислама, как показало развитие событий, далеко вышел за религиозные рамки и приобрел военно-поли­тический характер. Это было столкновение арабской аравийской государственности и Османской империи. Ваххабизм стал знаменем арабского национального движения против турецкого влияния в Аравии.

Зарождение Саудовского государства началось в 1744 году в центральном регионе полуострова. Правитель города Ад-Дирийя Мухаммад ибн Сауд и исламский проповедник Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб объединились с целью создания единого мощного государства. Тот союз, заключённый в XVIII веке, положил начало правящей по сей день династии Саудов.

В некоторых случаях приходится читать о связях Ваххаба с английской разведкой. (((Рекомендую набрать в Гугле ПРИЗНАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ШПИОНА)))

С достоверностью утверждать о подобном тяжело. В любом случае, в конце 19-ого века британцы уже не прятались и вполне открыто помогали арабам против турок. Вспомним про Лоуренса Аравийского, сыгравшего большую роль в Великом арабском восстании 1916—1918 годов.

Ваххабитская идеология стала скрепляющей основой для продвижения нужных англосаксам социальных процессов. Поддержав идеи освобождения мусульманских народов, они использовали старый как мир способ — разделяй и властвуй!

Ну и что мы видим сейчас на Ближнем Востоке? Ситуация примерно такая же — англосаксы расшатывают неугодные государства. Как минимум непонятны их отношения со всевозможными Аль-Каидами. Но тот джин, которого они выпустили из бутылки, бьёт уже по ним.

Терроризм это не только средство ведения войны, но ещё и способ обвалить экономику. В некоторых случаях теракты совершают фанатики. Иногда возникает предположение, что террористы под таковых маскируются. Будучи в Камеруне, я много интересного узнал о группировке Боко Харам, присягнувшей на верность ИГИЛ. ИРА, ЭТА и ряд других группировок Европы, снизили свою активность по мере набора сил группировок Востока. Тут есть о чём подумать!

Вильям Гиффорд (Джиффорд) Палгрев (1826—1888) — английский путешественник, знаток арабского языка, член ордена иезуитов, офицер британской разведки, по поручению Наполеона III, выдавая себя за врача, проехал Аравию с северо-запада на юго-восток (1862-1863). Палгрев сделал подробный доклад о государстве ваххабитов.

Последователи Ибн Абд аль-Ваххаба именовали себя «единобожниками» или просто «мусульманами». Ваххабиты — название европейское.

Эр-Рияд, где Палгрев пробыл 50 дней, предстаёт в его описании городом хорошо укреплённым, окружённым мощными стенами. Он отзывается о нём как о месте со строго регламентированной и плотно контролируемой повседневной жизнью его обитателей. Палгрев именует Эр-Рияд "логовом ваххабитов", где нарушение установленных ими норм строго преследовалось и жестоко каралось. Надзор за поведением жителей города осуществляла особая группа ваххабитов, "людей рвения и усердия", назначенных лично королём Фейсалом. Этот "комитет ваххабитских инквизиторов" был наделён широкими полномочиями: обладал правом не только шпионить за горожанами и доносить на них, но и наказывать непослушных.

Пэлгрев отмечает, что один из городских кварталов, где проживали члены семьи ал-Вахаба, отличался строжайшим соблюдением жизненных норм и религиозных предписаний. Ваххабиты отказывались от проявления роскоши в быту, одежде и культе.

Характерезуя "империю ваххабитов", Пэлгрев говорит, что она представляла собой хорошо отлаженную структуру управления, со строго регламентированной и жестоко централизованной системой власти, главными опорами которой являлись военная сила и религиозный фанатизм. В ней, по его словам, царила атмосфера "абсолютного деспотизма": морально-нравственного, интеллектуального и религиозного. Эта "империя" была готова и способна к расширению своих границ, и представляла собой угрозу для соседствующих с ней шейхств и племён.

Неприятие всего нового, даже в сельском хозяйстве, неблагосклонное отношение к наукам и искусствам, всё это, помноженное на агрессивность и крайнюю нетолерантность по отношению к другим мнениям и верованиям, делали "империю ваххабитов" непредсказуемой и опасной.

Добавим к этому, что в 1801 г. ваххабиты подвергли разграблению шиитскую Кербелу, осквернили усыпальницу имама Али. По свидетельству историков, награбленное имущество с трудом поместилось на двухстах верблюдах.

((( Вот и получается, что кто-то воевал за идею, деньги и богатство этих людей не интересовали, а кто-то занимался грабежом используя идею. Всё как сейчас.)))

В 1803 г. шейх Сауд ибн Абдель (правил эмиратом 1803-1814) водрузил знамя ваххабитов во дворе Большой мекканской мечети, у стен Каабы. На следующий год со своим войском он вошёл в сдавшуюся Медину. После чего была разграблена сокровищница Мечети Пророка. Был разрушен купол над Усыпальницей Посланника Аллаха.

Мусульманский мир, писал известный российский востоковед М.А.Боголепов, содрогнулся. Мекка и Медина были поруганы; хадж, один из столпов ислама, практически приостановился.

Подобное взорвало мусульманский мир. К турецкому султану стали отовсюду поступать требования — выбить ваххабитов из Мекки и из Медины. Из Багдада для усмирения выступило 75-тысячное войско. Через год армия турок, наполовину уменьшенная "от меча ваххабитов", возвратилась в Багдад. В 1811 г. правитель Египта сумел отбить у ваххабитов Джидду, после вытеснил их из Мекки и Медины. В дальнейшем их движение периодически затихало, а после вновь оживало.

* * * *

ИГИЛ это идея, и потому бороться с ней нужно не только пушками, но и словом. А слово это до радикалов донести могут только сами мусульмане.

Размышления о терроризме и о Тунисе

Тот боевик, что расстрелял туристов на пляже в Сусе, работал аниматором в одном из отелей. Соответственно, он не был диким пещерным человеком. Он общался с европейцами, многое знал о европейской культуре. Получается, что у него в голове, что и у парня устроившего 3.04.2017 взрыв в Питере, вынашивалась идея переустройства, передела, перекраивания мира, — и за эту идею террористы с готовностью отдали свои жизни. Химерные 40 наложниц в том мире, перевесили все прелести мира этого.

Спор о вере является самым глупым из всех споров! И всё же, у меня лично периодически возникают сомнения, какая из религий является единственно верной или хотя бы просто наиболее правильной?

Какие мысли движут террористами-смертниками? Какой обработке они подвергаются? Мы можем только догадываться. В их войне с Западом получается следующий момент, я несколько утрирую, но положение дел мне видится таким. Западное сообщество приехавшим к ним людям Востока предлагает: работайте на нас, кайфуйте вместе с нами. Их радикалы отвечают, нам не нужно ни то, ни другое, мы хотим ввести строжайшие законы шариата, чтобы в той жизни иметь все блага.

Прав Киплинг: Запад есть Запад, Восток есть Восток, И вместе им не сойтись.

* * * * *

Перейдём же теперь к разговору про Тунис. Казалось бы, Россия и Тунис страны абсолютно разные, но при этом у нас есть много общего.

Размышления о терроризме и о Тунисе

Например, борьба с международным терроризмом. Недалеко от границы с Тунисом находится столица Ливии город Триполи. Чуть далее на восток расположен Сирт. Именно в этом городе родился и погиб глава Ливийской Джамахирии Муаммар Каддафи. Если верить СМИ, в настоящий момент Сирт контролируется ИГИЛ. Ливийская государственная система разгромлена. Спрашивается, кто будет выбивать из Сирта ИГИЛ?

Туризм в экономике Туниса составляет что-то около 14% ВВП.

Размышления о терроризме и о Тунисе

400.000 человек заняты в этой сфере, а это 12% активного населения.

Размышления о терроризме и о Тунисе

Соответственно, теракты не только забирают жизни, но и бьют по экономике.

Размышления о терроризме и о Тунисе

Могу отметить, что во время моего визита во многих местах можно было видеть солдат либо полицейских.

Размышления о терроризме и о Тунисе

Недалеко от нашего пляжа, прямо возле моря, был пост полиции. Туристов стараются охранять.

Размышления о терроризме и о Тунисе

Но тем не менее, нужно понимать, что к каждому лежаку охранника не поставишь.

Размышления о терроризме и о Тунисе

Мне довелось поездить по экскурсиям.

Размышления о терроризме и о Тунисе

В Сахару так мы вообще на два дня уезжали.

Размышления о терроризме и о Тунисе

Могу сказать, что обстановка в стране вполне спокойная. Нет, конечно везде и всюду есть свои идиоты. Где их нет?

Размышления о терроризме и о Тунисе

Но если отбросить мелочи — Тунис для отдыха прекрасен! Если арабы оказывают влияние на Францию, то и она также изменяет их сознание и жизнь.

Размышления о терроризме и о Тунисе

В прибрежной зоне тунисцы, как мужчины, так и женщины, ориентированы на Европу, копируют европейский образ жизни.

Размышления о терроризме и о Тунисе

Есть здесь и те, кто приезжает на море из глубинки.

Размышления о терроризме и о Тунисе

В отличие от Алжира, здесь не было столь сильного сопротивления французам, и потому народ менее озлоблен.

Размышления о терроризме и о Тунисе

Прибрежная жизнь очень сильно отличается от аналогичной в южных районах.

Размышления о терроризме и о Тунисе

В Сусе и в Хаммамете много дорогих особняков.

Размышления о терроризме и о Тунисе

В то время как на юге и даже в самой столице люди живут куда проще.

Размышления о терроризме и о Тунисе

Та арабская весна, зачинателем которой стал Тунис, надежд жителей страны не оправдала. Очень сильно подорожали продукты. По словам моих информаторов, мясо выросло в цене в 3-4 раза. Как напоминание о революции, в туристических местах можно видеть тунисцев, облачённых в национальные костюмы. Достаёт такой дядька из своей шляпы цветочек жасмина. Ты берёшь — а он просит 1-2 евро.

Размышления о терроризме и о Тунисе

В этом и есть вся их Жасминовая революция!

Список использованной литературы:

И.П.Сенченко "Аравийский полуостров", "Арабы Аравии"

Васильев А. М. История Саудовской Аравии: 1745 г. — конец ХХ в.. — Москва, 2001

Открытые информационные источники

54867 – карма
Позиция в рейтинге – 3
Комментарии